Приветствую Вас, Гость

РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЕКТОРА

В КРУГООБОРОТЕ ПРОДУКТОВ И ДОХОДОВ


Следующим шагом в нашем анализе кругооборота продуктов и доходов будет включение в круг рассматриваемых объектов государственного (букв, «правительственного» — прим. пер.) сектора. Для удобства анализа мы рассматриваем все уровни правительственных организаций США (федеральный, уровень правительств отдельных штатов и муниципальный) так, как если бы все они функционировали как единое целое. Рассматриваемый таким образом «объединенный» государственный сектор связан с остальной экономической системой следующими тремя способами: через налоги, через государственные закупки и, наконец, через займы. Эти связи и отражены на  1.3.

Связи государственного сектора с кругооборотом доходов и продуктов

Прежде всего рассмотрим налоги. При построении модели кругооборота нас прежде всего интересует чистое количество денежных средств, взятых у сектора, представленного семейными хозяйствами. Налоговые поступления в государственный бюджет превосходят величину потока денежных средств, исходящих из сектора «семейные хозяйства», поскольку этот поток частично возмещается выплатами денежных средств правительства из госбюджета семейным хозяйствам; эти выплаты принимают форму трансфертных платежей, к числу которых относятся государственные пенсии, выплаты лицам с низкими доходами и пособия по безработице, которые не являются платой за какие-либо текущие трудовые услуги, покупаемые государством в лице правительства. Для того, чтобы получить достоверную оценку чистого влияния существующей налоговой системы на величину потока денежных средств, поступающих от семейных хозяйств к правительству, представляющему государственный сектор, мы вычитаем трансфертные платежи из налоговых поступлений. В результате мы получаем величину чистых налогов (net taxes), показанных стрелкой на  1.3.

Следует обратить внимание на то, что на этом рисунке не показан прямой поток налогов, выплачиваемых фирмами правительству <т. е. поступающих в госбюджет), хотя на практике фирмы платят налог с прибыли, а также целый ряд других налогов. Для простоты в нашей модели диаграмма построена так, как если бы все фирмы сначала выплачивали свои прибыли тем семейным хозяйствам, которые являются их собственниками, а уж потом собственники фирм, в свою очередь, платили бы правительству налоги с этих прибылей.

Суммарные государственные расходы ' делятся на две категории. Мы уже использовали одну из этих категорий, а именно трансфертные платежи, при расчете чистых налогов. Другая категория государственных расходов представлена государственными закупками товаров и услуг, или просто государственными закупками. В нее входят платежи государства в лице правительства за все приобретенные им товары и услуги, а также заработная плата всех государственных служащих. Таким образом, термин «государственные расходы» может быть формально определен как сумма государственных закупок и трансфертных платежей

 

 

Последний способ связи государства в лице правительства со всей «остальной» экономической системой — государственные займы, осуществляемые на финансовых рынках. Государственные расходы не всегда в точности уравновешиваются налоговыми поступлениями. В США совокупность многоуровневых институтов, представляющих «объединенный» государственный сектор экономики, почти всегда расходует больше средств, чем получает. Образующийся в результате бюджетный дефицит покрывается за счет займов, осуществляемых на финансовых рынках. Как подробно объяснено в главе 3, эти займы осуществляются путем продажи правительственных облигаций и других ценных бумаг как финансовым посредникам, так и непосредственно семейным хозяйствам.

Конечно, может случиться так, что в государственном бюджете образуется избыток (превышение) налоговых поступлений над расходами. В США последний раз такая ситуация имела место в 1979 году. Когда образуется избыток государственного бюджета, то этот избыток используется для погашения сделанных в прошлом государственных займов. В этом случае правительство становится «чистым» поставщиком денежных средств на финансовые рынки, и стрелка на  1,3 должна быть обращена в противоположном направлении.

 

Влияние государства в лице правительства на кругооборот: предварительные выводы

Используя связи, отображенные на  1.3, правительство может оказывать значительное влияние на основные элементы кругооборота доходов и продуктов. Оно может различными действиями влиять на величину номинального национального дохода, а также на ту степень, в которой изменения номинального дохода и продукта принимают форму изменений реальных величин или изменений уровня цен. Эти аспекты государственной экономической политики будут более подробно рассмотрены в последующих главах, но представляется необходимым дать здесь предварительный обзор этой темы.

Одним из источников государственного влияния на процесс кругооборота является фискальная (налогово-бюджетная) политика, то есть политика, относящаяся к налогам и государственным расходам. Увеличивая чистые налоги, правительство может увеличить и объемы денежных средств, изымаемых у семейных хозяйств. Семейные хозяйства, в свою очередь, в этой ситуации вынуждены урезать либо сбережения, либо расходы на потребление, либо производить как то, так и другое. В любом случае результатом будет уменьшение национального продукта. Это может произойти как непосредственно, т. е. через сокращение доходов, получаемых фирмами от продажи потребительских товаров, так и косвенно, ввиду уменьшения объемов сбережений, а, следовательно, и объемов инвестиционных средств, которые фирмы смогут потратить на приобретение капитальных благ.

Снижение чистых налогов стимулирует как рост сбережений, так и рост потребления, таким образом положительно влияя на рост национального продукта.

Мероприятия, проводимые в рамках налогово-бюджетной (фискальной) политики правительства, могут также принимать форму изменения объемов государственных закупок. Рост государственных закупок стимулирует рост национального продукта, поскольку в результате растут доходы фирм от продажи товаров и услуг государству; также растут и доходы семейных хозяйств, если увеличивается заработная плата рабочих, занятых в государственном секторе или растет количество занятых в нем. Снижение же объемов государственных закупок оказывает на национальный продукт противоположный эффект.

В последующих главах результаты налогово-бюджетной (фискальной) политики будут рассмотрены более подробно; однако еще большее внимание мы уделим рассмотрению второго средства государственного воздействия на кругооборот. Этот источник — денежно-кредитная политика '. В это понятие включаются все действия правительства, влияющие на количество денег, находящихся в обращении. Механизмы, позволяющие правительству влиять на денежную массу, станут вам более понятны после того, как мы объясним природу банковской системы и воздействие на нее Федеральной Резервной Системы.

При рассмотрении уравнения обмена MV = Py мы уже отметили, что изменение количества денег, находящихся в обращении, должно, согласно внутренней логике уравнения, повлиять по меньшей мере на одну, а, возможно, и на большее число оставшихся переменных: на скорость обращения денег, на уровень цен или на реальный национальный продукт.

В главах 11—20 мы детально рассмотрим сущность воздействия изменений количества денег, находящихся в обращении, на эти три переменные. Как будет нами показано, рост денежной массы на краткосрочных временных интервалах,

как правило, приводит к росту реального национального продукта и росту уровня цен, а также к снижению скорости обращения денег. На долгосрочных временных интервалах рост количества денег, находящихся в обращении, приводит обычно к росту уровня цен, не оказывая сколько-нибудь продолжительного воздействия на реальный национальный продукт или скорость обращения денег. Краткосрочный и долгосрочный эффекты сокращения денежной массы противоположны соответствующим эффектам ее роста (расширения).

Модель кругооборота с учетом воздействия иностранного сектора экономики

Вплоть до этого момента мы рассматривали замкнутую экономическую систему, то есть такую экономическую систему, которая не имеет связей с внешним миром. Экономика США, между тем, относится к разряду открытых экономических систем; она связана со всем миром благодаря импорту и экспорту товаров и услуг, а также через мировые финансовые рынки.

Импорт и экспорт

На  1.4 продемонстрировано, каким образом международные экономические связи могут быть включены в модель кругооборота. Импорт товаров и услуг представляет собой первое звено связи с внешним миром.

Вспомните, что все компоненты кругооборота потоков — суть потоки именно и прежде всего денежных платежей, а не потоки товаров и услуг. Поэтому платежи по импорту показаны стрелкой, направленной из внутренней национальной экономики за рубеж. Как семейные хозяйства, так и фирмы, равно как и правительственные институты, приобретают импортные товары и услуги. Однако в целях упрощения диаграммы на ней нами показана лишь одна, по объему крупнейшая категория, импорта — импорт потребительских товаров.

Экспорт представляет собой еще одно звено, связывающее внутреннюю национальную экономическую систему с зарубежными странами. Средства, полученные в качестве платежей, компенсирующих стоимость товаров и услуг, проданных иностранным покупателям, поступают на рынки продуктов, где они сливаются с потоками денежных средств, полученных от продажи товаров и услуг внутренним семейным хозяйствам, фирмам и государству в лице правительства. Средства из всех этих источников прибавляются к доходам, получаемым фирмами от продажи национального продукта.

Потоки капитала

Импорт и экспорт товаров и услуг — не единственные способы связи национальной экономики с внешним миром. В ходе анализа необходимо учитывать множество различного рода международных финансовых операций, таких, например, как займы и кредиты, международные закупки и продажи как реальных, так и финансовых активов.

Подобно импорту и экспорту, международные финансовые операции самим фактом своего осуществления приводят к возникновению определенных потоков платежей, направленных как внутрь экономической системы, так и за ее пределы. Предположим, например, что японский пенсионный фонд покупает облигацию, выпущенную федеральным правительством США. Этот фонд осуществляет оплату в долларах. В результате доллары текут в американскую экономику так же, как если бы за зги доллары японская фирма покупала

 

американский компьютер. Примерно то же самое происходит и в том случае, когда американская химическая компания осуществляет заем на сумму в 1 млн. долларов в Лондонском банке. Банк получает простой вексель, а взамен передает фирме указанную денежную сумму. В обоих случаях в результате сделки происходит приток капитала в экономическую систему США.

Потоки долларов, направленные «внутрь» экономической системы, возникающие в результате чистых закупок активов иностранными покупателями и чистых займов, сделанных у иностранных финансовых посредников, называются притоком капитала. Под чистыми займами в этом контексте понимается разность между величиной новых займов и величиной выплат по старым займам (ссудам). Аналогично мы говорим о чистой величине объема продажи активов иностранным покупателям, имея в виду тот, подчас имеющий место, факт, что эти покупатели иногда перепродают ранее приобретенные американские активы американским же покупателям.

У притока капитала есть своего рода «зеркальное отражение». Так, например, если американский пенсионный фонд покупает акции шведской компании по производству бумаги или американский банк выдает ссуду японскому горнодобывающему концерну, то денежные средства, естественно, текут из экономической системы США. Величина нетто-покупок (т. е. чистая величина)

иностранных активов и кредитов (ссуд), выданных иностранным заемщикам финансовыми посредниками США, называется оттоком капитала.

Существует определенная взаимная связь между потоками платежей по импорту и экспорту и потоками капиталов. Логику этой связи можно показать на достаточно примитивном примере. Предположим, что вы — единственный человек в Соединенных Штатах, занимающийся бизнесом с Францией. Вы желаете покупать французское вино и в то же время продавать французам антибиотики, произведенные я США. Вы поместили во Франции заказы на вино на общую сумму 1000 долларов, но, к несчастью, вам удалось найти покупателей ваших антибиотиков на сумму всего в 600 долларов. Означает ли провал вашей попытки экспортировать ровно столько же, сколько вы вознамерились импортировать, то, что вам придется отменить часть винных заказов? Нет, не означает. Оказывается, существуют и другие способы расчета с вашими французскими партнерами. Вот два из них. Во-первых, вы можете взять необходимые ьам 400 долларов взаймы во французском банке; во-вторых, вы можете продать французским покупателям акции на сумму 400 долларов вашей компании по производству антибиотиков. Иначе говоря, вы можете оплатить импорт либо экспортом, либо притоком капитала, причем практически в любых сочетаниях. Все могло быть и наоборот: французам нужны были бы антибиотики на общую сумму, превышающую вашу потребность в импортном вине. В этом случае уже французской стороне пришлось бы брать ссуду у американского финансового посредника или продавать какие-нибудь активы американскому покупателю. Тогда имел бы место отток капитала из экономической системы США.

В главах 21 и 22 при подробном рассмотрении этой проблемы появится ряд новых деталей. Однако общий принцип ясен из изложенного выше примитивного примера. Страна может импортировать больше, чем экспортировать, то есть осуществлять экономическую политику чистого импорта, если в это же самое время будет иметь место реальный чистый приток капитала, то есть такой приток капитала, который по величине абсолютно превосходит его отток. Подобная ситуация происходит и в том случае, когда некая страна занимает в долг за границей больше средств, чем иностранные экономические хозяйствующие субъекты занимают у нее, или же если страна продает за границей больше активов, чем покупает. Именно такая ситуация и продемонстрирована на  1.4: чистый приток капитала показан стрелкой, направленной «внутрь» американских финансовых рынков из-за рубежа. Экономика США находится именно в этом состоянии с начала восьмидесятых годов.

С другой стороны, страна может экспортировать и больше, чем она импортирует, проводя тактику чистого экспорта; это возможно, если одновременно происходит чистый отток капитала, иначе говоря, если отток капитала из страны превышает его приток в нее. Такая ситуация складывается в том случае, если страна выдает иностранным заемщикам больше кредитов (ссуд), чем сама берет в других странах, или же если она покупает за границей больше активов, чем продает. Таким образом, в экономической системе, характеризующейся наличием чистого экспорта, должен наблюдаться чистый отток капитала. В этом случае стрелка, соединяющая зарубежные страны с финансовыми рынками США, изменит свое направление на прямо противоположное и ее придется назвать так: «чистый отток капитала». Американские финансовые рынки в этой ситуации становятся чистыми поставщиками инвестиционных денежных средств для всего остального мира, что в реальности и происходило на протяжении почти всего периода с первой мировой войны вплоть до 1980 года.

 «Утечки» и «инъекции»

Теперь, когда построение модели кругооборота (см.  1.4) можно считать завершенным, сравним получившуюся модель с ее упрощенной версией, изображенной на  1.1. На  1.1 весь национальный доход перемещается прямо из семейных хозяйств на рынки продуктов в виде расходов на потребление. Из потоков доходов и расходов на потребление ничего не уходит, но ничего к ним и не добавляется. Однако на  1.4 в эту схему вводятся некоторые совершенно новые потоки.

Во-первых, существует три способа использования денежных средств, которые непосредственно не приводят к приобретению товаров и услуг, произведенных для внутреннего рынка. Таковыми являются чистые налога, поступающие в распоряжение правительства, сбережения, попадающие на финансовые рынки, и компенсационные платежи по импорту, которые просто уходят за границу в «иностранный сектор». Эти три способа расходования денежных средств носят название «утечек» из кругооборота продуктов и доходов. Сумма общей величины указанных трех «утечек» и величины расходов на потребление всегда равна национальному доходу1.

Во вторых, существует три таких вида расходов на товары и услуги, произведенные внутри страны, которые непосредственно не являются расходами внутренних потребителей. К их числу относятся инвестиции, государственные закупки и платежи по экспорту. Такие потоки называются «инъекциями*, производимыми в кругооборот.

Сумма величин всех «инъекций* плюс расходы на потребление всегда равна национальному продукту, который, как мы убедились, равен национальному доходу.

Из зависимостей между этими компонентами можно вывести некоторые полезные уравнения. Так, пусть С — потребление, I — инвестиции, G — государственные закупки, X — экспорт, S — сбережения, Т — чистые налоги, М — импорт. Сумма всех статей расхода на покрытие национального продукта выражается следующим образом:

Национальный продукт = С + I + G +■ (X —М).

Выражение <Х — М) представляет собой чистый экспорт товаров и услуг. При исчислении величины национального продукта импорт должен вычитаться из суммы совокупного потребления и «инъекций», дабы избежать двойного счета, поскольку переменные С, I и G уже по определению включают в себя расходы как на импортные потребительские товары, так и на потребительские товары, произведенные для внутреннего рынка, а также расходы на инвестиционные товары и товары, приобретенные правительством, представляющим государство,

Чрезвычайно важно отметить, что только суммарные показатели «утечек» и «инъекций» должны быть равны. В отдельных парах «утечек» и «инъекций» чаще всего отсутствует точный баланс, что и не требуется. Иначе говоря, вовсе не обязательно, чтобы государственные закупки были равны чистым налогам, импорт был равен экспорту, а сбережения — инвестициям. В этих «парах» равенство отнюдь не является обязательным и необходимым, поскольку финансовые рынки обладают способностью направлять средства, образующиеся в результате действия «утечек», на финансирование любого из существующих потоков.

Можно особо подчеркнуть фундаментальную роль финансовых рынков в экономике* переписав уравнение «утечки»—«инъекции» в следующем виде:

1+<G — T)=S + (M — X>.

Параметрам, входящим в это уравнение, могут быть поставлены в соответствие стрелки, отображающие потоки, как «впадающие» в финансовые рынки, так и «вытекающие* из этих рынков (см.  1.4). Так, I (инвестиции) и (G —Т) — дефицит государственного бюджета — способы использования средств, «вытекающих» из финансовых рынков. В первой части мы имеем S (сбережения) и (М —X) — чистый импорт, который, в свою очередь, как уже было указано выше, финансируется равным по величине притоком капитала. Таким образом, правая часть уравнения выражает величину внутренних сбережений и притоков капитала, т. е. двух источников средств, «впадающих» в финансовые рынки.

Заглядывая вперед

Значительная часть этого пособия будет посвящена разработке и развитию тем, лишь слегка затронутых в этой главе. Эта книга названа «Деньги, банковское дело и денежно-кредитная политика» (Money, Banking and Monetary Policy).

В этой главе мы представили деньги в виде жидкости, заполняющей собой замкнутую систему кругооборота доходов и продуктов и используемой для измерения элементов этого кругооборота. Банки были представлены как наиболее важные из всех финансовых институтов, целенаправленно регулирующие потоки денежных средств от собственников сбережений к инвесторам; в то же время, как вы сами убедитесь позже, банки — это основные институты, в которых деньга создаются, хранятся и через которые они проходят по мере осуществления платежей за все элементы, составляющие национальный продукт. Наконец, уравнение обмена позволяет нам сделать первые выводы о важности денежно-кредитной политики. Своими действиями, воздействующими на количество денег, находящихся в обращении, правительство в состоянии прямо и косвенно повлиять на реальный объем выпуска продуктов, на уровень цен и, следовательно, на благосостояние экономической системы в целом.