Приветствую Вас, Гость

ИЗМЕНЕНИЯ БАНКОВСКОЙ

УЧЕТНОЙ СТАВКИ


Закон о Федеральной Резервной Системе 1913 года уполномочил Федеральные Резервные банки изменять по необходимости банковскую учетную ставку, взимаемую с предоставляемых ими ссуд и использующуюся в качестве инструмента контроля за денежно-кредитными отношениями. В двадцатые годы банки-члены ФРС регулярно обращались к Федеральным Резервным банкам за предоставлением ссуд, однако вслед за Великой Депрессией и второй мировой войной они резко сократили подобную практику. В 1955 году Федеральная Резервная Система пересмотрела условия предоставления ссуд банкам-членам ФРС (в так называемой «инструкции «А»), вновь пытаясь заинтересовать кредитоваться в Федеральных Резервных банках.

Влияние изменений учетных ставок на резервы и депозиты

Понижение учетной ставки способствует увеличению кредита банковской

сферы у Федеральных Резервных банков. В этом случае, рассматривая балан

совый отчет какого-либо Федерального Резервного банка, естественно ожидать,

что на стороне активов цифры против позиции «ссуды» возрастут, причем на

стороне пассивов будет отмечен аналогичный рост позиции «резервные де

позиты». Т-счет 12.2 иллюстрирует воздействие на балансовые отчеты Феде

ральных Резервных банков и банковской системы увеличения ссуд, предостав

ленных Федеральными Резервными банками банкам коммерческим, на 100 000

долларов. Очевидно, что уменьшение учетной ставки влияет на банковские

резервы аналогично покупкам ценных бумаг федерального правительства на

открытом рынке, вызывая мультипликативное расширение депозитов. Естест

венно, что повышение учетных ставок вызывает к жизни противоположные

явления в экономической системе, уменьшая объемы предоставления ссуд

и резервных депозитов, -— этот процесс соответствует продаже ценных бумаг

на открытом рынке.

Несмотря на все внешнее сходство результатов и последствий изменения учетных ставок и операций на открытом рынке,  между  ними существует

значительное различие. Дело в том, что изменение учетных ставок, используемое как инструмент контроля за денежно-кредитными отношениями в экономической системе, — очень неточное и неконкретное средство. Не очевидно, какое понижение учетной ставки может в итоге привести к росту потребности в кредите у Федеральных Резервных банков; равным образом практически невозможно спрогнозировать величину уменьшения кредита при более высоких учетных ставках.

Банковская учетная ставка изменяется не чаще, чем несколько раз в год. Формально совет директоров каждого Федерального Резервного банка должен либо подтверждать, либо изменять существующую учетную ставку один раз в 14 дней. Рекомендуемые изменения немедленно доводятся до сведения Совета Управляющих ФРС, который может либо утвердить их или наложить на этот проект вето.

 

 

Банковская учетная ставка и рыночные нормы процента

Федеральные Резервные банки стремятся поддержать соотпетствис банковской учетной ставки нормам процента федеральных резервных фондов и курсу казначейских векселей Государственного Казначейства США путем повышения учетных ставок в период экономического роста и экспансии и их понижения в периоды спада. Если бы банковская учетная ставка в периоды экономического роста оставалась на постоянном уровне (ведь необходимо учитывать, что в такой период времени нормы процента по другим краткосрочным ценным бумагам несомненно бы возрастали), то займы у Федеральных Резервных банков стали бы невероятно прибыльным мероприятием. Наоборот, во время экономических спадов постоянство учетной ставки привело бы к тому, что большинство банков — на фоне общего понижения существующих норм процента — не смогло бы прибегнуть к займам у Федеральных Резервных банков, необходимых для обеспечения ликвидности.

Политика Федеральной Резервной Системы, направленная на регулирование банковских учетных ставок, часто становится удобной мишенью для критики, поскольку процесс корректировки банковских учетных ставок менее мобилен, нежели практически мгновенная реакция рыночных норм процента. Зачастую наблюдается картина, когда в периоды экономического роста банковская учетная ставка поднимается в числе последних, а при спадах другие нормы процента понижаются намного раньше, чем учетная ставка. Это происходит по ряду причин. Во-первых, официальные лица, от которых зависит принятие конкретного решения, обычно колеблются, когда речь идет об изменении учетной ставки, опасаясь возможных негативных последствий в сферах не банковских, но политических. Кроме того, предсказание норм процент;! в будущем — дело малоблагодарное и ему не хватает необходимой точности. Поэтому официальные лица обычно избегают вносить немедленные изменения в действующие учетные ставки при временном изменении курса рыночных норм процента.

Подобная тенденция изменений учетных ставок приводит к тому, что в периоды экономического роста и экспансии общий объем займов у Федеральных Резервных банков возрастает, соответственно уменьшаясь в периоды застоя и экономического спада. Таким образом, практика займов у Федеральных Резервных банков подвержена циклическим изменениям, поскольку зависит от дифференциации между краткосрочными рыночными процентными ставками и банковской учетной ставкой. Поскольку для банковской практики вполне обычно последующее вложение средств, полученных в виде ссуд, займы коммерческих банков в Федеральной Резервной Системе увеличиваются, когда

учетная ставка низка относительно нормы прибыли по кредиту и ценным бумагам, и уменьшаются, когда банковская учетная ставка относительно высока. Кроме того, коммерческие банки могут прибегать к займам на рынке федеральных резервных фондов у других банков либо путем дисконтирования у ФРС. Если нормы процента федеральных фондов повышаются относительно банковских учетных ставок, коммерческие банки предпочитают обращаться в Федеральные Резервные банки. Соответственно наблюдается обратный процесс при понижении норм процента федеральных фондов относительно учетных ставок.

В периоды экономического роста и экспансии рыночные нормы процента растут относительно учетных ставок, что привлекает коммерческие банки к увеличению объема займов у ФРС. Это приводит к тому, что ФРС пересматривает и повышает учетную ставку. Это в какой-то степени уменьшает количество займов, однако этот процесс не способен полностью компенсировать отставание учетной ставки от рыночных норм процента; аналогично в периоды экономического спада рыночные нормы процента понижаются быстрее учетных ставок, что сокращает объем займов у ФРС, затем банковская учетная ставка уменьшается, однако эта мера редко приводит к компенсации отставания банковской учетной ставки от остальных норм процента. Подобная циничность в практике займов у Федеральной Резервной Системы подробно будет обсуждаться в рамках теоретической модели спроса и предложения денег в главе 16.

Дабы избежать цикличности заимствования средств у Федеральной Резервной Системы, некоторые эксперты рекомендовали прибегнуть к автоматической коррекции учетной ставки относительно курса векселей Государственного Казначейства США, сохраняя разницу между ними на неизменном уровне. С 1980 года в Канаде банковская учетная ставка автоматически менялась каждую неделю таким образом, что сохранялось ее неизменное превышение на 1/4% последней средней процентной ставки по трехмесячным казначейским векселям. Вообще говоря, начало подобной практики пришлось на 1956 год, однако во время валютного кризиса 1962 года на внешних валютных рынках от этих мероприятий пришлось отказаться.